Материалы к сочинению
«Мысль семейная» у Толстого раскрывается в описании семей Ростовых, Болконских, Курагиных, Друбецких.
Вступление
Л.Н. Толстой в гениальном романе «Война и мир» поднимает множество проблем, связанных и с жизнью человека, и с жизнью народа. В этом главном своем произведении писатель рассказал о своем понимании очень многих вещей: о роли человека и народа в истории, о истинном и ложном в жизни человека, о духовных исканиях. Одной из самых важных для автора является проблема семьи и дома, которую сам Толстой назвал «мыслью семейной». Чем для человека является дом? Что скрепляет семью и родных людей? Эти вопросы становятся главными для писателя.
Основная часть
Дом, семья для человека, по Толстому, это символ человеческой жизни, отражение общества. Это обычная жизнь людей с событиями великими и малыми, череда радостей и печалей. Характер, склад, личность человека определяются семьей и домом. (Это тезис).
Аргументы
В романе подробно показана жизнь трех семей: Болконских, Ростовых, Курагиных.
- Болконские. Это семья, которую объединяют крепкие связи, основанные на постоянной работе духа, высоких принципах, бескомпромиссных требованиях.Князь Николай Андреевич всегда требовал от своих детей постоянной деятельности и жизни по чести, и князь Андрей, и княжна Марья старались соответствовать наставлениям отца. Оба стали людьми с высокими нравственными принципами, думающими и честными. В этой семье не принято открыто проявлять свои чувства, но связь между родными людьми не становится от этого меньше. Они умеют видеть главное и прощать людей, особенно княжна Марья. Ее черты, милосердие и сострадание, становятся объединяющими и в ее собственной семье.
- Ростовы. Уже в первой сцене нас, читателей, поражают душевная открытость и яркая эмоциональность этой семьи. Ростовы не прячут чувств за внешней сдержанностью, как Болконские, наоборот, хлебосольство, радушие, доброта всегда привлекали к ним людей. Отношения в семье основаны на любви и понимании, прощении и сочувствии. Именно любовь спасает мать Наташи после смерти Пети, саму Наташу после смерти Андрея, любовь заставляет глубоко раскаяться Николая после проигрыша Долохову. Главная черта Ростовых – они живут сердцем, поэтому тепло их семьи согревает всех, а дети Ростовых потом строят свои семьи на принципах, заложенных старшим поколением семьи.
Мы видим, что Болконские и Ростовы – это два типа гармонично объединенных в семью людей, где отношения основаны на любви, понимании и ответственности. Это и есть настоящий дом, по Толстому.
- Курагины – полная противоположность Болконским и Ростовым. Они ничем не объединены, их не связывают чувства любви и привязанности.Князь Василий считает, что дети – его крест и заботиться исключительно о выгодных браках своих детей, понятие выгоды у него традиционно: материальное благополучие, княгиня завидует красоте и успеху дочери Элен, Ипполит – «спокойный дурак», Анатоль – «беспокойный дурак», по слова отца. В итоге Элен не способна создать собственную семью, Анатоль разрушает отношения Андрея и Наташи. Курагины не способны ни на какую полезную деятельность, не развиваются, не способны думать хоть о ком-то, кроме себя. По Толстому, эти люди отъединены не только друг от друга, но от жизни страны, родины.
- В «Эпилоге» романа мы видим уже «болконско-безуховскую» семью, которая соединила душевность и открытость Ростовых и высоту духа Болконских и Безухова. Это гармоничное отражение мира: предназначение женщины – быть женой и матерью, воспитание детей – духовное воздействие, пробуждение нравственных качеств, основа взаимоотношений – любовь и понимание.
Заключение
«Мысль семейная» в романе очень любима Толстым, и мы видим, с каким чувством писатель говорит о счастливых семьях своих героев, обретших настоящий дом, где им хорошо, потому что семьи эти построены на простых и естественных законах жизни. Семьи, изображенные автором, разные, но похожи в одном: для них дом – место любви, покоя и гармонии.
Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ |