Контрольная работа по теме «Причастие»
Часть А.
1. Причастие имеет признаки:
|
|
А)существительного и глагола
|
|
|
Б) прилагательного и глагола
|
|
|
В) существительного и прилагательного
|
|
|
Г) наречия и глагола
|
2. Найдите словосочетание « причастие + существительное»:
|
|
|
|
А) низкие облака
|
|
|
|
|
Б) лаявшая собака
|
|
|
|
|
В) последний лист
|
|
|
|
|
Г) смешной анекдот
|
3. Найдите ряд, где все словосочетания соответствуют схеме «причастие +зависимое слово»:
|
|
|
|
А) напуганная стуком, светящиеся окна
|
|
|
|
|
Б) растаявшие льдины, скошенные косой
|
|
|
|
|
В) разведанная геологами, расчищенная школьниками
|
|
|
|
|
Г) прочитанная книга, испорченные овощи
|
4. В этом словосочетании есть действительное причастие:
|
|
|
|
А) написанная учеником
|
|
|
|
|
Б) сидящая девочка
|
|
|
|
|
В) построенный дом
|
|
|
|
|
Г) проводимый учителем
|
5. Найдите словосочетание со страдательным причастием:
|
|
|
|
А) засыпанные аллеи
|
|
|
|
|
Б) на пестреющем лугу
|
|
|
|
|
В)разгорающийся день
|
|
|
|
|
Г) обедающий человек
|
6. Найдите причастие совершенного вида:
|
|
|
|
А) сидящий человек
|
|
|
|
|
Б) смеющийся ребёнок
|
|
|
|
|
В) увидевший друга
|
|
|
|
|
Г) слушающий учителя
|
7.Найдите причастие настоящего времени:
|
|
|
|
А) блещущий закат
|
|
|
|
|
Б) прославившийся коллектив
|
|
|
|
|
В) построенный дом
|
|
|
|
|
Г) потонувшее судно
|
|
|
8. Какие суффиксы пишутся в действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов 1 спряжения:
|
|
А)
|
|
-им-, -ем-
|
|
|
Б)
|
|
-ущ-, -ющ-
|
|
|
В)
|
|
-ащ-, -ящ-
|
|
|
Г)
|
|
-вш-, -ш-
|
9. Какие суффиксы пишутся в действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов 2 спряжения:
|
|
|
А)
|
-вш-, -ш-
|
|
|
|
Б)
|
-ем-, -ом-
|
|
|
|
В)
|
-ащ-, -ящ-
|
|
|
|
Г)
|
-им-
|
10. Какие суффиксы пишутся в страдательных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов 1 спряжения:
|
|
А)
|
|
-нн-, -н-
|
|
|
Б)
|
|
-им-
|
|
|
В)
|
|
-ем-, -ом-
|
|
|
Г)
|
|
-ущ-, -ющ-
|
11. Какие суффиксы пишутся в страдательных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов 2 спряжения:
|
|
А)
|
|
-им-
|
|
|
Б)
|
|
-ем-, -ом-
|
|
|
В)
|
|
-ащ-, -ящ-
|
|
|
Г)
|
|
-енн-, -нн-, -т-
|
12. Какие суффиксы пишутся в действительных причастиях прошедшего времени:
|
|
А) -им-
|
|
|
Б) -ем-, -ом-
|
|
|
В) -енн-, -нн-, -т-
|
|
|
Г) -вш-, -ш-
|
13. Какие суффиксы пишутся в страдательных причастиях прошедшего времени:
|
|
|
А)
|
-енн-, -нн-, -н-, -т-
|
|
|
|
Б)
|
-вш-, -ш-
|
|
|
|
В)
|
-ущ-,-ющ-
|
|
|
|
Г)
|
-ем-, -ом-
|
|
|
14. Установите соответствие между причастиями и их разрядами и выберите верный вариант ответа.
А)разлившаяся река
|
1)действительное настоящего времени
|
Б) нарушаемые правила
|
2)действительное прошедшего времени
|
В) девочка огорчена
|
3)страдательное настоящего времени
|
Г) зеленеющий луг
|
4) страдательное прошедшего времени
|
А) А1, Б2, В3, Г4 Б)А4, Б1, В3, Г2 В)А2, Б3, В4, Г1 Г) А3, Б1, В4, Г2
15. Укажите причастие по его признакам: действительное, прош. врем., сов. вид, им. падеж, ед. число, жен. род:
|
|
А)
|
|
прибывший поезд
|
|
|
Б)
|
|
остывшая земля
|
|
|
В)
|
|
слушающая музыку
|
|
|
Г)
|
|
прошедшего лета
|
16. Укажите постоянные признаки причастия в предложении Меня и сынишку, заворожённых журчанием светлого ручейка, неодолимо потянуло к его истоку.
А) страдательное, прош. вр., сов.в. В) вин.п, мн.ч.
Б)прош. вр., сов.в., ед.ч. Г) сов.в., род. п., мн.ч.
17. Укажите непостоянные признаки причастия в предложении Волны прибоя, исписанные зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег.
А) страдательное, мн.ч. В) пр.вр., им.п, мн.ч.
Б)им.п., мн.ч. Г) сов.в., прош. вр., вин. п.
18. Найдите предложение с причастным оборотом:
|
|
А)
|
|
Потерянная книга нашлась.
|
|
|
Б)
|
|
Замеченные вовремя ошибки удалось быстро исправить.
|
|
|
В)
|
|
Работа была окончена своевременно.
|
|
|
Г)
|
|
Сорванные травы и цветы мы раскладывали и сушили в книгах.
|
|
|
19. Найдите предложение, соответствующее схеме /определяемое слово/, /причастный оборот/:
|
|
А)
|
|
Суженными глазами он глядел на воду.
|
|
|
Б)
|
|
Рождаемые дыханием ветра маленькие волны тихо бились о борт.
|
|
|
В)
|
|
Тишина содрогается от грохота поезда идущего к одинокой станции.
|
|
|
Г)
|
|
В окружавшем нас шорохе я услышал голос с берега.
|
20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
В степи(1)расположенной по соседству с пустынными песками(2) в полдень(3)находилось большое стадо овец(4)улегшихся на отдых.
А) 1,2,4 Б) 1,2,3,4 В) 1,4 Г) 1,2
21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Ребятишки собрались у речки(1) и с любопытством наблюдали за товарищем(2) нырявшим в воду(3) и вынырнувшим оттуда(4) с каким-то предметом.
А) 1, 2, 3,4 Б) 2 В) 2,3 Г) 1, 2
22. В каком варианте ответа содержится грамматическая ошибка?
А) Подгоняемая лодка неслась по реке ветром.
Б) Тысячи звуков смешивались в длинный скачущий гул.
В) Мы медленно пробирались по узкой, заросшей травой лесной тропинке.
Г) Каждый звук словно стоит в застывшем воздухе
23. Найдите краткое причастие:
|
|
А) не закончена
|
|
|
Б) не хорошо, а плохо
|
|
|
В) не холодна
|
|
|
Г) не тонка
|
24. В каком ряду во всех словах пишется одна буква Н:
|
|
А)
|
|
кваше...ый, суше...ый
|
|
|
Б)
|
|
застеклё...ый, задержа...ый
|
|
|
В)
|
|
занавеше...ый, встревоже...ый
|
|
|
Г)
|
|
нежда...ый, негада...ый
|
25. В каком ряду во всех словах пишется две буквы Н:
|
|
А)
|
|
беше...ый, жаре...ый
|
|
|
Б)
|
|
топле...ое, варе...ая
|
|
|
В)
|
|
маринова...ый, жаре...ый на масле
|
|
|
Г)
|
|
некипячё...ая, некраше...ый
|
26. Найдите слово с одной буквой Н:
|
|
А)
|
|
семена рассеян(нн)ы
|
|
|
Б)
|
|
ученики рассеян(нн)ы
|
|
|
В)
|
|
туман(нн)а
|
|
|
Г)
|
|
изображение цен(нн)о
|
27. Найдите ряд, в котором в причастиях пишутся гласные А или Я:
|
|
А)
|
|
высуш...нные грибы, скле...нная бумага
|
|
|
Б)
|
|
потер...нная книга, встревож...нная криком
|
|
|
В)
|
|
застро...нный участок, застрел...нный зверь
|
|
|
Г)
|
|
задерж...нный преступник, обстрел...нная мишень
|
|
|
28. В этом причастии пишется суффикс -ем-(-ом-):
|
|
А)
|
|
движ...мый
|
|
|
Б)
|
|
вид...мый
|
|
|
В)
|
|
уважа...мый
|
|
|
Г)
|
|
слыш...мый
|
29. В каком варианте ответа во всех словах пропущена одна и та же гласная?
А) Крас..щий, колебл..щийся, зеленее..щийся
Б) Маш..щая,слыш..щая,рокоч..щий
В) Череду..щиеся,чувству..щий, стел..щимся
Г) Барабан..щий, шеству..щий,пен..щихся
30. В каком варианте ответа пропущена одна и та же буква?
А) К цветущ..й акации, о наступающ..й осени, перед разваливш..мся зданием
Б) К улыбающ..йся девочке, в подъехавш..м автобусе, о блестящ..м таланте
В) О состоявш..мся экзамене, о сражавш..мся отряде, перед открывш..мся окном
Г) Кусочки пахуч..ей рыбы, в син..м халате, чарующ..м звучанием
Часть В.
Прочитайте текст и выполните задания В1-В6
( 1)Осенью лес молчит. (2)Такая тишина. (3) За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям.(4) В предчувствии холодов умолкли птицы. (5) Ни звука. (6)В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. (7) Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек. (8) Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. (9) Дятел работал без устали. (10) На заболевшей сосне виднелся узор его «долота».(11) В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (12) Я спрятался за куст, любуясь работой. (13) Дятел косился вниз, но продолжал работать. (14)В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. (15)Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвал источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. (16) Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве. (17)Из синего дыма вышел лет семнадцати парень, с новой двустволкой. (18)Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего.(19) В довершении всего он не знал, что делать с птицей.
(20)- Зачем?
(21)- А, просто так…
(22)Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, пистолеты и новые двустволки? (23) Кто должен научить их беречь и любить природу? (В. Песков)
В1. Из предложений 7-10 выпишите все причастия.
В2. Из предложений 11—15 выпишите слово, в котором правописание НН в суффиксе определяется правилом: НН пишутся в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида.
В3. Выпишите суффикс из причастия ВЛЮБЛЁННЫХ (предложение 22).
В4. Среди предложений 10-12 найдите такое, в котором нет причастия. Укажите его номер.
В5. Из предложения 11 выпишите причастный оборот.
Часть С.
Еще раз внимательно прочитайте текст. Письменно выскажите отношение к поднятой в тексте проблеме. Ответьте на вопрос: «Как вы думаете, для чего необходимо беречь и любить природу?». Запишите свои рассуждения в виде небольшого сочинения (не менее 12 предложений). |