Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Файлы » Итоговое сочинение » Материал для подготовки

Тематическое направление "Путь"
[ Скачать с сервера (18.2 Kb) ] 18.11.2015, 21:46

Направление «Путь» может быть истолковано очень широко. Важно здесь не отклониться от темы и уже во вступлении четко сформулировать тезис, который вы будете доказывать в сочинении. В зависимости от произведения и темы можно говорить и о пути человека, и о пути человечества.

Сегодня поговорим не о пути человека, а пути народа, точнее, пути цивилизации, о котором размышляет Иван Александрович Бунин в своем рассказе «Господин из Сан-Франциско».

О чем рассказ?

На огромном пароходе с символичным названием «Атлантида» собирается большое общество, среди которого и господин из Сан-Франциско, собравшийся наконец отдохнуть после трудов праведных по сколачиванию состояния. Он подробно разработал маршрут и сроки, решив начать жить. На острове Капри господин неожиданно умирает, и сюжет на этом заканчивается, но сам рассказ – нет.

Стало быть, автор использовал сюжет только как вспомогательное средство раскрытия идеи, и отгадку надо искать во всем рассказе.

Материалы к сочинению

Вступление

Сформулируем только тезис и основной вопрос: Бунин считает, что современная ему цивилизация движется к гибели. Почему это происходит?

Основная часть

Во-первых, в нескольких предложениях раскройте содержание рассказа, как это сделано выше

Во-вторых, определимся с содержанием, ведь сюжет нам помогает лишь отчасти, вы помните?

Итак, в рассказе есть описание «Атлантиды», жизни общества на пароходе, немного описания господина и описание жизни на Капри (2 часть рассказа).

Вот и у нас будет три части.

  1. «Атлантида» — огромный пароход, где есть высшие (пассажиры) и низшие (те, кто обслуживает высших). Общество состоит из разных людей со всех концов света: писатель, азиатский принц, всесветная (так пишет Бунин) красавица, семья господина, влюбленная пара, так нежно и страстно изображающая любовь за деньги. Встают, завтракают, гуляют, обедают, гуляют, ужинают по расписанию. У них нет имен и лиц, как и у главного героя. На «Атлантиде» есть все для роскошной жизни, выпускается даже своя газета, а безбедное существование обеспечивают сотни матросов, кочегаров, прислуги, которые находятся в трюмах, среди огромных и ревущих машин, вызывающих ужас. За бортом парохода бушует шторм, но жители его не слышат и не ощущают. На капитанском мостике судно уверенной рукой ведет капитан, похожий на языческого бога. Как видим, каждая деталь символична, от названия парохода до образа капитана. Вывод: пароход пока не утонул, но движется к гибели. Почему? На этот вопрос пока нет ответа.
  2. 2. Стилевая доминанта образа господина из Сан-Франциско – искусственность его существования. В портрете подчеркнут неестественный цвет лица и искусственные золотые пломбы, тщательно подобранный костюм. Он начал жить, жестко спланировав свои дальнейшие действия, продумал путешествие, не забыв даже посещение продажных женщин! Разве так начинают наслаждаться жизнью? Автор не дает ему имени, так как он безлик, его механическая, искусственная жизнь не дает права на индивидуальность. Смерть господина прошла незамеченной для большинства общества, и в этом сказался общий настрой плывущих в никуда на «Атлантиде». Они настолько оторвались от естественной жизни, что одна смерть или много – неважно.
  3. Где же автор видит естественную жизнь? На Капри. Там готовятся к празднику, вспоминая о рождении младенца Иисуса, славят Богоматерь, здесь шумно и весело. Вниз спускаются абруццкие горцы, живописные нищие промышляют на Пьяцетте, танцуют зажигательную тарантеллу, пьют чудесное средиземноморское вино, играют в кости, и не думают о приумножении капитала, высшем обществе или светском общении. Они – живут! Помнят о времени, пространстве, человеческих чувствах (образ извозчика, переживающего за излишне выпитое вчера, который везет труп господина, нещадно хлеща свою нарядную лошадку). Никогда Джузеппе, Луиджи, этот извозчик уже не встретятся нам на страницах рассказа, но запомнятся, ибо есть у них лицо, характер и имя.

Живут они так уже даже не века – тысячелетия. Их путь, казалось, тоже бесцелен, точнее, у каждого из них своя человеческая цель, но из многого складывается общее, не так ли?

Заключение

Иван Александрович Бунин остро ощущал кризис так называемого цивилизованного мира и попытался объяснить читателям, куда идет человечество, оторвавшееся от естественного хода вещей, потерявшее цель движения, сам его смысл, забывшее про связь времен. Механическое существование и искусственность цивилизации все дальше уводит человечество от истины, а это путь в никуда. Рассказ «Господин из Сан-Франциско» — это предупреждение великого писателя потомкам: бесцельный механический путь – это путь к гибели.

Вообще, «господин из Сан-Франциско» — очень «удобное» произведение для раскрытия темы по направлению «Путь», потому что мысль писателя в нем очень выразительна.

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ

Категория: Материал для подготовки | Добавил: dni_77
Просмотров: 379 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Меню сайта
Категории раздела
Тематические блоки [2]
Материал для подготовки [6]
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 201
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0