Сценарий презентации творчества поэта
«Путешествие по Вятке с Маргаритой Чебышевой»
Слайд 1
1: Друзья, мы отправляемся в путешествие!
2: Куда?
Слайд 2
1: По Вятке!
3: С кем?
Слайд 3
1: С вятской Анной Ахматовой.
4: Это кто?
1: Маргарита Петровна Чебышева.
2: Зачем?
1: Чтобы познакомиться с биографией и творчеством вятской поэтессы
3: Маргарита Петровна, что Вы любите?
Слайд 4 (аудиозапись)
Осень – любимое время года.
Вечер - любимое время суток.
Прохладный зелёный – любимый цвет.
Люблю смотреть на огонь и воду,
Ветер и дождь люблю почему-то…
Отчасти это автопортрет.
Всё остальное в стихи легло – Такое уж у меня ремесло.
Слайд 5
2: Это Лебяжье, где 6 октября 1932 года родилась Маргарита Петровна. Здесь мало что в природе изменилось.
4: Падают яблоки в старом саду.
Падают звезды и тонут в пруду.
А из лощин наплывает туман.
Кончился летний короткий обман.
Мне бы желанье успеть загадать;
Звезды и яблоки. Тишь. Благодать.
Слайд 6
1: Позднее семья переехала в Уржумский район, жила в селах Шурма, Русский Турек, Буйское. Тут произошло знакомство с таинственным озером.
Слайд 7
3: Мы преданьям верим не случайно: В чаще леса, там, где спит туман, Там, где леший в дуплах прячет тайны, Есть такое озеро – Шайтан,
Зеркальцем блестит в зелёной раме. И колдует там в глухую ночь Девочка с зелёными глазами, Водяного младшенькая дочь.
Слайд 8
1: Начало школьной жизни совпало с началом Великой Отечественной войны. В село Большой Рой были эвакуированы дети из блокадного Ленинграда, с которыми свела судьба Маргариту Чебышеву.
Слайд 9
2: Все вспоминается Славка.
И, наверно, не только мне.
Тоненький, светловолосый, глаза в роскошных ресницах. Слайд 10
Кто-то профиль его - по тени - обвел на стене,
очень жалко, что он, конечно, не мог сохраниться.
Восьмилетний Славка был единственным, кто играл
на расстроенном пианино - некому было настроить.
Он любил Шопена и Моцарта.
Ветер в кустах замирал, когда звучала музыка над Большим Роем.
Слайд 11
3: Прозвища были разные. А Славку звали - Диез,
похоже на имя принца из потрепанной книжки.
Позовешь громко - и оно улетает за дальний лес,
только долгое эхо все ищет и ищет мальчишку.
Может, было письмо, а может быть, телеграмма, Слайд 12
но ни ему, ни нам никто ничего не сказал:
в Ленинграде от голода у него умерла мама...
Но, как оказалось, Славка об этом знал.
Откуда? Читал по взглядам, по тому, как все чаще и чаще
его мимоходом гладили по стриженой голове.
4: Плакать он уходил за речку, в лесную чащу,
или за огородами лежал в высокой траве.
Среди тревог, ожиданий, заполнивших эти стены,
однажды догадка вспыхнула тысячей фонарей:
закрывшись от всех в зале, Славка играл Шопена,
а повариха и нянечки плакали у дверей.
Диез убегал от жалости, чтобы только музыка рядом. Слайд 13
Мы слушали под окнами - он хотел быть один.
Когда звучало по радио: «Ленинград» и «блокада»,
он бледнел и шептал, как клятву: «Мой папа возьмет Берлин.»
1:Я верю, что Славкин папа дошел до Берлина,
что Славка стал пианистом. Но все вспоминается мне,
как он играет Шопена на стареньком пианино,
и тени рябиновых веток качаются на стене.
Еще вспоминается: дождик уныло и долго капал,
без того грустному дому становилось еще грустней.
И вдруг ликующий голос: «К Славке приехал папа!» Слайд 14
(После госпиталя отпустили к сыну на десять дней).
2: Мы смотрели из окон, как он вылезал из машины,
разбрызгивая лужи, от калитки бежал к крыльцу.
Отец не сдержался, заплакал, когда обнимал сына,
а Славка с сухими глазами гладил его по лицу.
Он в эту минуту был старшим и знал: утешать не надо,
пусть слезы омоют душу, израненную войной.
Диез оставался мальчиком блокадного Ленинграда,
он себе приказал держаться, как город, любой ценой.
Слайд 15
3: После войны в Буйском она окончила школу и начала писать стихи. Затем учёба в Кировском пединституте на факультете русского языка и литературы.
Слайд 16
И первое место работы - с. Лойно Верхнекамского района.
И первые раздумья учителя о своих учениках:
Слайд 17
4: Наверно, проще было бы иначе –
Учить лишь по программе, без души…
Зачем неразрешимые задачи
В который раз пытаться разрешить?
Зачем стучаться в запертую дверцу
Чужой судьбы? Ведь всех не обогреть.
Но вот ещё одно слепое сердце –
И я хочу помочь ему прозреть.
1: Более 20 лет отдано преподавательской деятельности, в том числе и в кировских школах.
Слайд 18
В середине 1980-х Маргарита Петровна несколько лет руководила литературным клубом «Молодость».
2: Насколько трепетно Вы относитесь к слову как поэт?
Слайд 18 (аудиозапись)
Я знаю – стены не сложить из слова
И не сковать оков.
Но всё, чем разбивались оковы,
Родилось из слов.
Век может быть тихим, век может быть громким –
Нет в будущее послов.
Но всё, что мы оставим потомкам,
Родится из слов.
Слайд 19
3: Но Киров не стал настоящим домом
Камень, асфальт, бетон…
Что я делаю тут?
Где настоящий мой дом? Слайд 20
Там, где луга цветут,
там, где берёзовых рощ
тихий и ровный свет.
Где босиком пройдёшь -
твой остаётся след,
там, где дожди поют,
там, где тебя в лицо
и по шагам узнают
тропка, забор, крыльцо…
Слайд 21
4:И вот мы снова в провинции. Это Нолинск, где находится знаменитая фабрика игрушек
1: А складные матрёшки
Для красы, для души,
Озорные, смешные
На столешнице в ряд,
Смотрят, будто живые,
Только не говорят.
Слайд 22
2: И наряд вас потешит.
И с лукавинкой взор.
Все-то мал-мала меньше,
Все-то как на подбор.
А уж самая крошка
Еле-еле видна!
Запевает гармошка,
Подпевает струна:
3 (поёт): - У меня на сарафане,
Словно по лугу, цветы.
Не ходи за мною, Ваня,
Мой милёночек не ты.
4 (поёт): - Гармонисту под окошко
Две ромашки положу.
Эту звонкую гармошку
Всё равно приворожу!
1: У забавной матрёшки
Есть весёлый секрет:
Доберёшься до крошки,
А разгадки всё нет!
2: Да, славилась Вятка своими мастерами, селом! Всё больше тревожила поэтессу судьба умирающих вятских деревень.
Слайд 23
3: Деревня в 12 окошек, Три бабки да старенький дед.
Немного деревне осталось... Да как ей и выжить такой?!
Инсценировка
4: Садимся вокруг самовара. Под пышной рябиной. И вот Над чашками с медленным паром Беседа степенно плывёт.
1: … Тоскливо, когда бездорожно. Обиды?
2: – Да бог упаси!
3: … А бросить дома невозможно, Не водится так на Руси. Конечно, земля запустела,
Не всем поживётся в глуши. 4: … Да всё образуется: телу Никак не прожить без души.
1: Маргарита Петровна, какова ваша жизненная философия?
Слайд 24 (аудиозапись)
Верю — больше людей хороших.
Знаю — солнце разгонит тучи.
И беру не по силам ношу,
И рискую сорваться с кручи.
Я мечтаю о невозможном,
От весенних ветров хмелею,
Может, надо быть осторожней?
Но иначе жить не умею!!!
Слайд 25
2: Наше путешествие заканчивается. Последняя остановка – территория любви.
Слайд 26
3: Россия - территория любви,
спокойной, терпеливой и спасающей,
4: разбойной, окаянной, непрощающей,
замешанной на буйстве, на крови.
1: В какие нас кидало времена
со страстью, с верой,
с самоотречением!
2: Такие восходили имена,
что гасли звезды перед их
свечением.
Слайд 27
3: Для нас сегодня зажглась звезда по имени Маргарита Петровна Чебышева
|