Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Файлы » Методический семинар » Конкурсное задание

Воспитание патриотизма в рамках филологических дисциплин на основе интегративного подхода
[ Скачать с сервера (25.9 Kb) ] 26.01.2015, 01:30

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Бакулова Н. И.,

МКОУ  СОШ м. Знаменка Яранского  района.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Воспитание  патриотизма  в  рамках  филологических  дисциплин  на  основе  интегративного  подхода».

Слайд  1. В условиях реализации ФГОС второго поколения основного общего  образования предполагается ориентация не только на достижение предметных  результатов,  но  и на становление личностных характеристик школьника.

Слайд 2. ФГОС второго поколения акцентирует внимание на значимости  патриотического  воспитания  учащихся  общеобразовательных  школ.

Слайд 3. Русскую педагогическую мысль  на всём протяжении  её  многовековой  истории  отличал  патриотический  настрой.  Проблема воспитания любви к Родине  рассматривалась в трудах Л.Р.Болотина, Н.К.Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. В наши дни патриотическое воспитание рассматривается учёными в  разных направлениях: во внеурочной  работе (С. М. Платоновой, Т. Н.  Искандировой,  О. Н.  Дуничевой, В. Г.  Игишевым и др.); на уроках (Ю. В. Лазаревым, И. Н. Глазуновой,  А. Быковым, И. В. Вахрушевой и др.); в музейной, краеведческой работе (Г. В. Вишиной, Т. А. Зиминой, Н. В. Нагорским, Е. Алексеевой и др.); как военно-патриотическое направление (С.А. Алиевой, Г.М. Лысенко, А.И. Поберёзкиным, А. Н. Вырщиковым и др.)

Слайд 4. Несмотря на разработанность данной проблемы, в своей  педагогической  деятельности столкнулась с  противоречиями.

Считаю, что интегративный подход  - путь к решению данных противоречий, так  как помогает преодолеть фрагментарное представление о патриотизме в разных учебных дисциплинах, упорядочивает межпредметные связи, помогает организовать  разрозненную информацию в научно обоснованную систему патриотического  воспитания  в рамках изучения русского языка и литературы, а также способствует нахождению  нестандартных  способов,  методов  решения  проблемы.

Слайд 5. Психологическим основанием процесса интеграции могут являться идеи Ю.М. Самарина, А.Я. Данилюка, Л.С. Выготского, И.Д. Зверева, Т.Ф. Федорец и других, высказывающих свою точку зрения на функции, типы и виды межпредметных связей. Актуальность задачи использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды подчёркивали Я.А. Коменский, Д. Локк, И. Гербарт, А. Дистверг, К.Д. Ушинский.

В своей педагогической деятельности использую три уровня интеграции содержания учебного материала.

Слайд 6. Внутрипредметная  интеграция  направлена на объединение  материала в крупные блоки. Для неё характерен принцип концентричности. Содержание постепенно обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями. Особенность данной формы состоит в том, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.

В процессе проведения диктантов, изложений предлагается учащимся определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм, например: «Что для Вас значит слово «Родина»? Как проявилась храбрость русских людей, их верность Отчизне? Что помогло героям одержать победу над врагом? Смогли бы Вы поступить так? Как  мы  должны  относиться  к  природе?  Как  Вы  относитесь  к  службе  в  армии?»

Слайд 7. Урок «Тема Родины в лирике одного из поэтов»  можно начать с задания:  «Кто из поэтов рисует  такой  образ  Родины?» 

  1. Двоякий образ России: прославляет подвиги предшественников, но осуждает  современников за бесславно прожитую жизнь.  Поэт говорит: «Люблю отчизну  я,  но странною любовью»,  но презирает  «страну рабов, страну господ».
  2. Боль  о  России  за  притеснение  народа  крепостниками. «Волга! Волга!.. Весной  многоводной/  Ты не так заливаешь поля,/ Как  великою скорбью народной/ Переполнилась  наша  земля.»
  3. Многострадальность, самобытность России. «Умом  Россию не понять,/ Аршином  общим  не измерить:/ У ней особенная  стать  -/ В  Россию можно  только  верить.»
  4. Россия – это история, герои-бунтари и, конечно, Москва. Символ Родины – рябина. «Красною  кистью/ Рябина  зажглась./ Падали  листья./ Я  родилась.»
  5. Россия – прекрасная  женщина с сильным характером и нелёгкой судьбой. «О  Русь моя!  Жена  моя!/ До  боли  нам  ясен  долгий  путь.»
  6. Россия  деревенская. «Хаты – в  ризах образа…».  Затем  «коммуной  вздыбленная  Русь». «Я  буду  воспевать / Всем  существом  в  поэте/ Шестую  часть  земли/ С  названьем  кратким  «Русь».»

Слайд 8. При  межпредметной  интеграции систематизация содержания приводит к такому познавательному результату, как формирование целостной картины мира в сознании учащихся, что, в свою очередь, ведет к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятий, категориях, подходах.

Слайд 9. Воспитание любви  к России начинается с любви к малой Родине, к своему дому, семье. Знакомство с прошлым и настоящим своего края, особенностями природы, культурных условий способствует формированию у школьников мировоззрения, в которое включено осознание своей принадлежности к определенной нации. Краеведение учит детей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться искусством, литературой, познавать  историю родной  страны через судьбы конкретных людей.

Слайд 10. Интегрированные уроки литературы и истории в еще большей степени формируют национальное самосознание, уважение к историческому и культурному наследию России. Значительное внимание на таких уроках уделяется экскурсам в историю, предусматриваются наблюдения над историческими явлениями, анализ их результатов, последствий и их отражение в произведениях художественной литературы. Ученики во время ролевых игр получают возможность в рамках заданного исторического времени примерить на себя роль писателя, критика, экскурсовода, путешественника, драматурга, режиссера, историка, искусствоведа и т.д. Класс заранее разбивается на группы, раздаются роли и задания, а на уроке из «мозаики» ролей собирается более или менее целостный образ эпохи, в которую писалось произведение.

Задания  группам к уроку «Отечественная война 1812 года в романе Л.Н. Толстого  «Война  и  мир». 1  группа – «историки». Ключевые  моменты  Отечественной  войны  1812  года.  Бородинское  сражение. 2  группа  - «биографы». Основные  факты  биографии  М.И. Кутузова  и  Наполеона. 3  группа – «литературоведы». Особенности  изображения  Отечественной  войны  1812  года  Л.Н.  Толстым. 4  группа – «экскурсоводы».  Экскурсия  по  Бородинскому  полю.

Интегрированный  элективный  курс  «Великая  Отечественная  война  в  историческом  и  литературном  аспектах» (34 часа)  разработан  совместно  с  учителем  истории  Изергиной  Н.А. ,  ориентирован  на  учащихся  9-11  классов.

Примерное  тематическое  планирование.

№ п/п

Историческое  событие

Литературное  произведение

1

Начало  Великой  Отечественной  войны. 

Литературно-музыкальная  композиция  «Вставай,  страна  огромная!»

2

Оборона  Брестской  крепости.

Б. Васильев  «В  списках  не  значился»

3

Блокада  Ленинграда

А. Адамович, Д.  Гранин  «Блокадная  книга», О. Берггольц  «Февральский  дневник», «Ленинградская  поэма»

4

Битва  за  Москву

А. Бек  «Волоколамское  шоссе»

5

Оккупация  Белоруссии, Украины, Прибалтики

Б. Горбатов «Непокорённые»

6

Подпольное  движение  на  оккупированных  территориях.

А. Фадеев  «Молодая  гвардия»

7

Партизанская  война  в  тылу  врага.

В. Быков  «Сотников»

8

Ржевская  битва

В.  Кондратьев  «Сашка»,  А.  Твардовский  «Я  убит  подо  Ржевом»

9

Битва  за  Кавказ

 В. Гнеушев,   А. Попутько «Тайна Марухского ледника»

  1.  

Сталинградская  битва

Ю. Бондарев  «Горячий  снег»

  1.  

Битва  на  Курской  дуге

А. Ананьев  «Танки  идут  ромбом»

  1.  

Героизм  советских  людей  в  годы  Великой  Отечественной  войны

А. Толстой  «Русский  характер»,  Б. Полевой  «Повесть  о  настоящем  человеке»

  1.  

Пионеры-герои.  Дети  на  войне

В.  Богомолов «Иван», Э. Веркин  «Облачный  полк»

  1.  

Женщины  на  войне

М. Алигер «Зоя», Б.  Васильев  «А  зори  здесь  тихие»

  1.  

Преступления  фашистов  на  оккупированных  территориях

Е.  Евтушенко  «Бабий  Яр», А. Адамович «Хатынская  повесть»

  1.  

Концентрационные  лагеря  Третьего  рейха.

В. Быков  «Альпийская  баллада»

  1.  

Причина,  цена  и  значение  Великой  Победы 

Литературно-музыкальная  композиция  «Вечный  огонь  памяти»

История, будучи наукой свершившихся фактов, предлагает нам, живущим сегодня, извлекать из неё уроки, а литература, способствуя духовному и эмоциональному обогащению личности, помогает осознать и почувствовать эти  уроки.

Слайд 11. Интеграция русского языка, литературы и других видов искусства создаёт целостное представление о художественном явлении, времени, эпохе. Всю полноту многокрасочности мира может передать только живопись. Музыка выражает человеческие чувства. Описать конкретные события способна литература. Ни одно из искусств, взятое изолированно от других видов, не может дать исчерпывающую информацию о мире. Интеграция помогает глубже развивать эстетические особенности детей  и  формирует  любовь  к  родной  культуре,  искусству.

Сочинения  по  картине  воспитывают  любовь  к  природе, гордость  за  русскую  культуру, уважение  к  истории  России. Классный  кинотеатр – это просмотр,  обсуждение  фильмов патриотической направленности, в частности  о Великой  Отечественной  войне,  а  также  сравнение трактовки режиссеров с авторским замыслом; оценка эпизодов с эстетической позиции,  осмысление  роли цвета, света, планов, музыки.

Литературно-музыкальные  композиции помогают  прививать  любовь  к  слову,  искусству,  Родине,  а  также  дают возможность ребенку раскрыться, реализовать свои возможности и талант. Принимая участие в литературно-музыкальной композиции, учащийся имеет бесценную возможность приблизиться к реальным событиям, почувствовать дух военного времени, попробовать донести до окружающих своё  восприятие  прочитанного.  

Слайд 12. Новые педагогические технологии  в  воспитании  патриотизма  немыслимы без широкого применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий), именно они позволят в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции новых методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.

Заочная экскурсия проводится на  вводных уроках  по изучению жизненного и творческого пути писателя, например, путешествие на родину М.Ю. Лермонтова («Тарханы – родные всё места»), В. М. Шукшина («Путешествие в Сростки»), Л.Н. Толстого («Свет Ясной Поляны»). Фотографии и  видеоматериалы создают наглядное представление о вехах жизненного пути того или иного писателя, о специфике его творчества,  знакомят  с  литературными  местами  России.

 Слайд 13.  В соответствии с ФГОС второго поколения основная образовательная  программа  реализуется как через классно-урочную  систему, так и через внеурочную деятельность.  Использование  интеграции  урочной  и  внеурочной  деятельности  помогает  создать  целостную  систему,  способствующую  воспитанию  патриотизма  у  школьников.  Часть  из  приведённых  приёмов  мы  используем  на  уроках,     часть  реализуем  во  внеурочной  деятельности.

Во внеурочную деятельность школьники вовлекаются на основе свободного выбора вида занятий. Здесь создается своеобразная эмоционально наполненная среда увлеченных детей и педагогов, в которой выявляются индивидуальные особенности поведения человека в тех или иных ситуациях, раскрываются личностные качества, постигаются определенные морально-нравственные,  патриотические ценности и культурные традиции.

Слайды 14-16. В соответствии  с  требованиями ФГОС  планируемые   результаты  представлены  как  предметные, личностные и метапредметные.

Слайды 17-18  отражают качественные  и  количественные  достижения  учащихся. Количество  победителей  и  призёров  районных конкурсов  в  2011- 12 учебном  году – 1, в 2012-13 – 3, в 2013–14 – 3 + 1  в  округе. Количество  победителей  и  призёров  областных  конкурсов  в 2012-13 – 1, в 2014–15 – 2.

Слайд 19.  Предложенный  путь  решения  проблемы  воспитания патриотизма на  основе  интегративного  подхода  достаточно  актуален,  так  как  помогает  решить  важные  проблемы  образования  и  общества.  Приёмы  и  формы  воспитания любви  к  Родине,  надеюсь, будут  интересны учителям  русского  языка  и  литературы, классным  руководителям. Частично  опыт  был  представлен  на районном  конкурсе инновационных  проектов  и  программ  «Пути  реализации национальной  образовательной  инициативы  «Наша  новая  школа»  в  рамках  IV  районного  образовательного  форума  «Открытость.  Качество.  Развитие» (диплом  призёра),  и   на  региональном  конкурсе «Лучший  урок  письма- 2014» (2  место  в  номинации  «Лучшая  методическая  разработка  Урока  письма»).  Часть  разработок  представлена  на  моём  сайте  filolog14.ucoz.ru

Но  это  только  начальный  этап  моей  работы  по  данной  теме.  Одним  из  планов  ближайшего  развития  является  налаживание  сотрудничества  с  коллегами  для  проведения  интегрированных  уроков  двумя или  несколькими  учителями,  дальнейший  поиск  инновационных  методов  и  приёмов,  вовлечение  большего  количества  учащихся  во  внеурочную  деятельность.

Слайд  20.   Список  использованной  литературы.

 

Категория: Конкурсное задание | Добавил: dni_77
Просмотров: 1414 | Загрузок: 23 | Рейтинг: 5.0/10
Всего комментариев: 0
avatar
Меню сайта
Категории раздела
Конкурсное задание [2]
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 201
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0