Школьная олимпиада по литературе. 8 класс. Фамилия, имя____________________________________
Анализ прозаического текста
Милостыня.
Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шел старый, больной человек.
Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь... Он изнемогал.
Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками - и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую, седую пыль.
Он вспоминал...
Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат - и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам... И вот теперь у него нет куска хлеба - и все его покинули, друзья еще раньше врагов... Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? И горько ему было на сердце и стыдно.
А слезы все капали да капали, пестря седую пыль.
Вдруг он услышал, что кто-то зовет его по имени; он поднял усталую голову - и увидал перед собою незнакомца.
Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой.
- Ты всё свое богатство роздал,- послышался ровный голос...- Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал!
- Не жалею,- ответил со вздохом старик,- только вот умираю я теперь.
- И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку,- продолжал незнакомец,- не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?
Старик ничего не ответил - и задумался.
- Так и ты теперь не гордись, бедняк,- заговорил опять незнакомец,- ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры.
Старик встрепенулся, вскинул глазами... но незнакомец уже исчез; а вдали на дороге показался прохожий.
Старик подошел к нему - и протянул руку. Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.
Но за ним шел другой - и тот подал старику малую милостыню.
И старик купил себе на данные гроши хлеба - и сладок казался ему выпрошенный кусок - и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость. ( И.С. Тургенев)
Вопросы: 1. Почему выпрошенный кусок казался старику сладким?
2. Какой литературный прием применяет автор в этом произведении?
3. Какова основная мысль этого произведения?
Анализ поэтического текста
ВЕЧЕР
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно -
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.
( И.А. Бунин)
Вопросы: 1.О чём размышляет лирический герой?
2. Как понимаете последнюю строку?
3.Почему стихотворение называется «Вечер»?
II ТУР
З А Д А Н И Я
- Соотнесите произведения, жанры и авторов русской, европейской и американской литературы (проставьте цифры в каждой колонке).
Произведение
|
Жанр
|
Автор
|
Божественная комедия
|
|
|
Король-олень
|
|
|
Коварство и любовь
|
|
|
Повелитель мух
|
|
|
Первая любовь
|
|
|
Борис Годунов
|
|
|
В списках не значился
|
|
|
Гранатовый браслет
|
|
|
Утопия
|
|
|
Жанр: 1. Фьяба ( театральная сказка). 2.Автобиографическая повесть. 3.Историческая трагедия. 4.Военная повесть. 5.Роман с элементами антиутопии. 6. Первая в мировой литературе книга об идеальном общественном устройстве. 7.Философско-поэтическое произведение из трех частей. 8.Повесть.9.Часть драматургической трилогии. 10.Драма.
Автор: 1.Ф.Шиллер. 2. П.О.Бомарше. 3.А.И.Куприн. 4.А.С.Пушкин. 5.Б.Л.Васильев. 6.Т.Мор. 7.Г.Гоцци. 8.А.Данте. 9.И.С.Тургенев. 10.У.Голдинг.
- Переведите на современный русский язык эти церковнославянизмы:
Прозябание - Виждь – Вертеп – Персть – Дольний-
- Объясните значение и происхождение выражений:
Авгиевы конюшни – Народ безмолвствует – Потемкинские деревни –
От младых ногтей – Ящик Пандоры –
- Кто здесь изображен? Назовите автора и название произведения.
«Трудно рассказать, что выражало смугловатое лицо чудной девушки: и суровость в нем была видна, и сквозь суровость какая-то издевка над смутившимся кузнецом, и едва заметная краска досады тонко разливалась по лицу…»
- Почему Швабрин, герой повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», оказался в Белогорской крепости?
- Определи, женская или мужская рифма:
Среди дубравы// Блестит перстами// Храм пятиглавый// С колоколами. А.К.Толстой
- Назови один из элементов композиции (продолжи фразу):
1 и 2 главы повести М.Горького «Детство» играют роль ….
Т Е С Т
- Из какого произведения эта строка:
«Степь чем далее, тем становилась прекраснее…»
А) А.П.Чехов «Степь»; Б) Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»; В)П.А.Вяземский «Степь».
- Восстановите сюжетную последовательность событий повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»:
А) казнь Остапа; Б) речь Тараса Бульбы о товариществе; В) мать надела сыновьям две иконки на шею.
- Установите соответствие между названиями произведений и их авторами:
А) «Злоумышленник» А) И.А.Бунин
Б) «Цифры» Б) М.Е.Салтыков-Щедрин
В) «Как один мужик двух В) А.П.Чехов
генералов прокормил»
Г) «Бирюк» Г) И.С.Тургенев
- Назови жанр произведения Ф.Абрамова «О чем плачут лошади»:
А) сказка; Б) рассказ; В) притча.
- Слова «взорим», «златолобо», «сонница», «ясь»:
А) архаизмы; Б) фразеологизмы; В) неологизмы.
- Укажите, из какого стихотворения А.С.Пушкина этот отрывок:
«Уж десять лет ушло с тех пор - и много
Переменилось для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я …»
А) «…Вновь я посетил…»
Б) «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»
В) «Безумных лет угасшее веселье…»
Г) «Погасло дневное светило…» |